04.09.2023

Завод «Метровагонмаш» (МВМ, входит в состав     АО «Трансмашхолдинг», ТМХ) со следующего года начнет поставлять вагоны метро для Московского метрополитена в новом дизайне экстерьера.

Визуальный проект поезда метро «Москва-2024» продолжает развитие узнаваемого образа, воплощенного в поезде метро «Москва-2020» и электропоезда «Иволга 3.0» (выпускает Тверской вагоностроительный завод, также входит в состав ТМХ), и является частью общего дизайн-кода в семействе транспорта города Москвы.

Дизайн экстерьера «Москва-2024» создавался специалистами ТМХ в сотрудничестве с национальным центром промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ при участии департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы специально для столичного метрополитена. Образ поезда соответствует дизайн-концепции «ДНК-бренда ТМХ».

В новом поезде метро сохранена «силуэтная арка» – это линия, пришедшая в дизайн подвижного состава Московского метро из электропоезда «Иволга». Узнаваемый элемент подчеркивает силуэт поезда в туннеле и, одновременно с этим, напоминает архитектурную арку – символ безопасности и движения. Новым дизайнерским решением является объединение линий с маршрутным экраном, которое является отсылкой к современной графической концепции Московского метрополитена: линия рассекается символом и названием станции. «Создание узнаваемого дизайн-образа городского транспорта в промышленности – это внимательная и кропотливая работа огромной команды, которая должна учитывать все: культурные коды, эмоции пассажиров или гостей города, их первое впечатление и память, которую они уносят с собой, выходя на улицы Москвы. Дизайн должен быть выражением спокойного, лаконичного символа транспорта, при этом через смелость ходов быть также неповторимым и запоминаемым росчерком его авторов, – говорит шеф-дизайнер ТМХ Евгений Маслов. – Отсекая лишнее, проверяя каждое дизайн-направление, мы получаем в финале четкий образ, а именно – дизайн-код поезда московского метро, который должен и будет гармонично развиваться на протяжении еще многих лет, трансформируясь и охватывая новые и комфортные виды транспорта, порой о которых мы сегодня даже не догадываемся».

При разработке проекта дизайнеры и инженеры добились визуально увеличенного наклона фронтальной маски, демонстрирующего динамичность нового поезда метро. Незначительный угол стоек, подчеркнутый фирменным цветом Московского метрополитена, через динамичную форму переходит в верхние скаты крыши, что визуально добавляет общей динамики подвижному составу. Световые блок-фары интегрированы в вертикальные стойки поезда и являются продолжением арки силуэтного света. Применение специально разработанных модулей «Гексагон» позволило превратить эти элементы в объекты ювелирного искусства – граненые и геометрически совершенные объекты, излучающие яркий свет.

Общий пластический язык экстерьера стал более серьезным и выверенным, использует современные приемы, пришедшие в общественный транспорт из автомобильного дизайна. Все линии создают четкий графический образ, при этом используя свет отражений и ритм перепадов формы. Многократное 3D-макетирование при помощи современных технологий виртуальной реальности позволило дизайнерам добиться ювелирной точности и выверенных пропорций.

В 2021 году поезд метро «Москва-2020» получил высшую оценку в категории «Поезда и самолеты» в международном конкурсе промышленного дизайна Red Dot Award: Product Design 2021.